|
То, что самые высокопоставленные государственные деятели и услужливые телетолкователи ежедневно внушают нам, будто "жить становится лучше, жить становится веселее", не удивительно. Ведь еще в первой половине минувшего века известный специалист по оболваниванию масс заметил: "Если все время твердить одно и то же…"
Удивительно другое: то, что довольно многие из нас верят не реалиям окружающей жизни, а эфемерным мифам из "телеящика".
- Слышали, что Греф сказал? По экономическим показателям мы уже достигли 90% от уровня 1990 года!
Сомнения - прочь! Хотя задуматься бы: неужели мы стали производить почти столько же техники, потребительских товаров, продовольствия, сколько при советской власти? Что вместе с бесчисленным множеством погубленных или еле дышащих заводов ожил, темпы набрал тот же Владимирский тракторный?
Но нет: кризис в стране, как выражаются специалисты, системный, т. е. - всеобщий. Так, если тракторов в РСФСР за год выпускалось 264 тыс. штук, то в нынешней РФ - лишь немногим более 8 тысяч. Примерно в такой же пропорции соотношение большинства видов промышленной продукции.
С продуктами питания - тоже самая что ни на есть настоящая беда, потому что поголовье всех категорий скота категорически сократилось, а каждый пятый гектар пашни в среднем по стране заброшен. Поэтому почти половина из того, что мы сейчас едим и пьем (причем в расчете на душу населения - гораздо меньше, чем прежде), это низкопробный импорт…
Почему я делаю это "теоретическое" вступление, хотя разговор собираюсь вести - о совершенно конкретной ситуации? Да потому, что в системе зомбирования есть один довольно неплохо, к сожалению, работающий прием. Нас убеждают, будто "свинцовые мерзости", что вокруг, всего лишь частности, а вот в целом… Или: это только у вас плохо, но есть регионы… В пример же любят приводить Москву, которая "похорошела и посветлела". Что вполне объяснимо: в столице "крутится" 82% всех российских денег. Но стоит выехать за пределы ее кольцевой дороги…
Да, увы: чудес - не бывает! Система, настроенная на обогащение кучки ловкачей за счет остального населения, в этом духе и работает. Исключения могут быть только в результате очень больших усилий патриотически настроенных руководителей: многое из происходящего в нашей области за последние годы - живое тому подтверждение.
Хотя от руководителей же нередко зависят и отклонения в другую сторону.
Об этом - речь.
… Телефонный звонок от бывшего генерального директора научно-испытательного лазерного центра "Радуга" А.Корчагина меня удивил:
- Не хотите съездить со мной в сельскую глубинку? Посмотреть, как люди живут.
Ну какой же газетчик откажется! И поехали мы… в сторону Москвы! Так что "глубинка", а точнее - глушь наподобие той, где известная по очеркам В.Пескова Агафья Лыкова обитает, оказалась от столицы, если считать по прямой, всего лишь в каких-то полутора сотнях километров. Крошечные деревеньки среди лесов и болот, забытые не только богом, но и местным начальством. Причем оказавшиеся в беде в основном из-за того, что дороги от снега к ним расчищать перестали. Хотя в совсем недавние времена это само собой разумеющимся считалось.
- Так, может, пресса помочь сумеет? - раскрыл свой замысел Анатолий Иванович. - А то когда я прошу, меня в личной заинтересованности подозревают. Дескать, желаю к своей даче доступ иметь. Хотя езжу я в те края совсем по другой причине: жителям хоть какие-то продукты привожу. Ведь меня ж там до сих пор за начальство считают!
Так было и на этот раз. Батонов, сосисок и что-то из сладостей он набрал полную сумку. А я затем по привычке проверил: даже следов к его даче через глубокие сугробы не было. Да и что можно делать зимой в насквозь промороженном домике?
… Занесенная снегом "глубинка" оказалась в Собинском районе. До ее административного центра - поселка Березники мы доехали без проблем: туда даже автобусы ходят. Но дальше!..
Какое-то время, правда, дорога как таковая все же была: снегоочиститель по ней когда-то прошелся. К тому же и "Нива" наша чудеса проходимости показывала. Но перед деревней Анфимиха Анатолий Иванович тяжко вздохнул:
- Все! Можем так застрять, что не выберемся. Дальше пешком добираться будем. Переобуваемся в валенки!
- А как же машина?
- Да кто ее здесь, в глухом лесу, тронет!..
До Анфимихи мы дошли довольно легко, хотя тропа в снегу была чуть заметна.
- А вот до Коробова по целине пробиваться придется: так пусть и труднее, но ближе будет. А то уже вечер скоро - обернуться не успеем.
И тут началось - нечто! Снегу - выше колен, а в тех местах, где дорога к полю приближалась, сугробы намело - по пояс. Как хватило сил выдержать, сам не знаю, хотя я шел вторым и с полупустым фотокофром, а Анатолий Иванович путь торил с увесистой сумкой да еще с ружьем на ремне.
- На всякий случай. Пускай волков здесь давненько не видели, а вот одичавшие собаки встретиться могут.
И действительно, он не стрелял, когда дважды совсем рядом из-под снега взлетали тетерева: лазить в лес за подбитой птицей - удовольствие маленькое. Оживился, лишь увидав свежий кабаний след: жаль, чересчур шумели и спугнули зверя!
В конце концов трудный участок мы преодолели и вышли к довольно большому деревянному зданию - явно школе. Но, как оказалось, бывшей: во всей округе теперь, после целенаправленного развала колхозов, не осталось ни единой семьи, где бы были дети школьного возраста, Строение по дешевке купил некий фермер, но не то что "страну накормить" - семью как следует содержать не смог, надорвался на непосильной работе и умер. В просторном доме теперь живут его вдова и два взрослых сына, совсем хозяйство забросившие.
От Коробово до конечной цели - Головино снова оказалась хоть какая-то, но тропа, правда, местами похожая на траншею. На поле снежный намет с наветренной стороны теснил ее, угрожая совсем засыпать.
Вот такие в "глубинке" пути-дороги!
Головино - деревенька совершено крошечная, всего из 13 домов. Живут же зимой лишь в трех из них, 7 человек. Хотя недавно, при советской власти, здесь целый колхоз был - "Красный броневик" назывался.
Это уже рассказывала хозяйка дома Ирина Сергеевна, которой Анатолий Иванович передал часть гостинцев. Она быстро накрыла стол с деревенскими разносолами, а главное - обжигающим чаем. Она же предложила нам переночевать: "Куда пойдете? Ведь уже стемнело". Хотя, как мне показалось, главным было ее желание послушать прибывших с "большой земли".
Я же с интересом слушал хозяйку и ее мужа Анатолия Алексеевича. Как затем, наутро, других жителей "затерянного мира". И аж не верилось в многое из того, что они говорили. Например:
- В колхозе хозяйство бо-ольшое было! Коровник, овчарня. Капусту отличную выращивали, картошку рассыпчатую. Гречиху сеяли, кукурузу. Сейчас же - ну ничегошеньки нет! Лишь две коровы у нас осталось, да и тех содержать сил не хватает.
- А в соседней деревне Коробово вообще крупная МТФ была - коров на сто.
- Всем людям работа находилась! Когда же ее не стало, кто мог, разъехались. Мы ж пропадать остались…
Действительно, работает лишь Ирина Сергеевна - лесником. Трое стариков пенсии получают. Трое же крепких еще мужчин - без дела и денег. Впрочем, крепких теперь - лишь двое, потому как 40-летний Николай тяжело заболел, причем неизвестно чем.
- Пожелтел весь, лежит. Ирина пыталась по мобильнику, который ей в администрации выдали, "скорую" вызвать, да безуспешно.
- Просили водителя автолавки Володю, когда тот еще приезжал, отвезти Николая в больницу, но он заупрямился: "Как можно заразного рядом с продуктами сажать?"
"Лежмя лежит" и 71-летний инвалид первой группы Валентин Иванович Каленов - тоже без всякой медпомощи.
- В плену мы здесь! - с горечью сказал он. - Никому не нужны, всеми забыты. Кроме вон Анатолия Ивановича.
- Но однажды о нас все-таки вспомнили, - уточнила одна из женщин. - Перед выборами фельдшер из Березников да зам. главы администрации Елена Карпова все деревни объехали. А глава? Да мы его и не знаем!
- Спасибо и почтальонке Вере Гусаровой: она-то у нас регулярно бывает. Когда, конечно, дороги не замело…
Вообще дороги - главная тема. Вспомнили "ту зиму":
- Однажды ко всем деревням подъезды расчистили. Мы даже подумали: "Наверное, Путин приехать собрался!"
О более давних, советских временах - как о чем-то несбыточном:
- Тогда за дорогами строго следили. А Виктор Игнатович Крючков настоящий мастер этого дела был. Нацепит на трактор мощный клин да еще грузу навалит - аж до земли продерет. Да устарел он уже и трактор его сработался…
С тяжелым сердцем покидали мы вымирающую деревеньку - одну из многих подобных в округе. Хотя назад шли намного резвее: и тропу ведь накануне поднабили, и мороз под 35 градусов взбадривал. Из-за которого нас ждало новое испытание: машина отказывалась заводиться. Пришлось по мобильнику вызывать помощь и разводить костер. Причем даже после того, как пробился "Уазик", промучались с окоченевшей техникой несколько часов…
Конечно же, на обратном пути заехали в администрацию муниципального образования Березниковское сельское поселение, чтобы побеседовать с его главой Николаем Васильевичем Евсеевым. Впечатление было такое, будто он ожидал нас: неужели задумка Корчагина с привлечением прессы сработала? На эту мысль наводило и то, что когда мы в лесу "загорали" возле замерзшей машины, мимо проехал гусеничный снегоочиститель.
Именно об этом сразу же напомнил глава администрации:
- Зачем такой шум было поднимать? Позвонили бы просто мне.
- А вы разве не знали, что в эту зиму дороги ни разу не чистились? Что третью неделю автолавка в деревни не приезжает? Что тяжело больные люди без всякой помощи погибают?..
- И об этом мне из деревни тоже не позвонили, хотя я им мобильный телефон выдал и 5 долларов на него положил!
Странный это был разговор! По словам Н.Евсеева, у него с четырьмя сотрудниками "до всего руки не доходят". Ведь 1030 постоянных жителей сельского поселения "разбросаны" аж по 25 деревням. Основная работа администрации весной-летом будет, когда народу вместе с отдыхающими до трех тысяч наберется.
- Вот тогда и начнем все деревни объезжать.
- Чтобы налоги да разные платежи собрать? - не выдержал А.Корчагин. - А людям сейчас, в самое трудное время, ваша помощь нужна!
- Да чем же я помогу? В моем распоряжении лишь вот эта авторучка да голубой "Уазик", что перед входом стоит. А за каждый час работы трактора надо по 700 рублей платить. Да еще и поищешь его: ведь даже в Березниках колхоз полностью развалился. Вся техника распродана, фермы порушены, поля бурьяном зарастают…
Во многом главу поселения понять можно, а вот тех, кто страною рулят, вряд ли. Вспомним: кому только бедная Россия за последнее время не помогала! Даже богатейшей Америке после урагана "Катрина". Продовольствие сотнями тонн дарили, технику, полевые госпитали. Так почему бы от этих щедрот тот же трактор для сельской глубинки не выделить? Или по малой аптечке в каждую деревеньку. Ведь некоторое время в Головино умер житель в сотне шагов от дома лишь потому, говорят, что в кармане элементарного валидола не оказалось. Неужели не ясно, что без помощи государства народ совсем вымрет!..
Таков итог "либерально-демократических преобразований" российского села. Крестьяне не рухнули в омут разрухи лишь там, где руководители не побоялись воспротивиться бредовым указаниям "реформаторов": не позволили растащить коллективные хозяйства на фермерские лоскуты. Как, например, знаменитый С.Гинин из Гусь-Хрустального района.
Однако ведь и там, где люди по доверчивости дали маху, нужно же что-то делать: помогать выбираться из ямы. Как? Да прежде всего - проявляя заботу о каждом еще остающемся в пустеющих деревнях жителе. Трудно? Да. Однако - вполне возможно.
Вот конкретный пример. Едва вечером второго дня "путешествия" я вернулся домой, как мне по мобильнику позвонили: "А ведь дороги-то к деревням - расчистили"! Когда же засел писать этот материал, добавили: "И автолавка приехала, и больного Николая в больницу увезли!"
В этой связи подумалось: а какого бы настроения прибавилось у тех жителей, которые несмотря ни на что не хотят покидать родные края, если б все это было сделано своевременно, с душой, без чьего-либо нажима!..
|